«Булат-Онлайн»: детектор для защиты людей от беспилотных летательных аппаратов
Сергей Шандобыло, директор по развитию “3mx”
На форуме “Российский промышленник” мы показали систему, которая называется «Булат-Онлайн». Это продукт, созданный в ответ на запросы промышленности и потребность в безопасности гражданских объектов, объектов критической и важной инфраструктуры, а также целых городов.
В самом названии устройства заложено имя его прародителей — это «Булат». «Булат» — это детектор дронов, который повсеместно используется для защиты гражданских объектов. Многие предприятия, а также службы Росгвардии, Министерства внутренних дел и Министерства чрезвычайных ситуаций используют наши портативные детекторы «Булат” для защиты людей от беспилотных летательных аппаратов.
Однако рынок диктует свои условия. Работа с портативным детектором связана с рядом проблем, таких как человеческий фактор и ложные срабатывания. Поэтому мы разработали новую систему, объединив две наши разработки. Первая — это система мониторинга транспорта, программное обеспечение, над которым мы работали около 11 лет. Эта отработанная платформа легла в основу ПО системы «Булат Онлайн». Вторая — тот самый детектор, лучший на передовой и самый массово производимый детектор в мире. Эти две разработки и составили данный комплекс.
На текущий момент комплекс уже прошел испытания в различных службах, участвовал в защите мероприятий 9 мая в Москве и Санкт-Петербурге, а также обеспечивал безопасность всей Ленинградской области во время Петербургского экономического форума. Мы получили очень положительную обратную связь. Было зафиксировано несколько нарушителей: на экономическом форуме — три, причем один из них был серьезным правонарушителем.
Сейчас, через Совет Федерации и при поддержке Фонда содействия инновациям, «Булат Онлайн» начинает интегрироваться как на частные объекты, так и для защиты целых регионов.
Это обнаружитель дронов, который способен автономно калиброваться на местности, исключать ложные сигналы и работать без участия оператора 24/7. Он не требует подзарядки и какого-либо дополнительного обслуживания. Все, что нужно, — это подключить его к электросети и проводному интернету либо обеспечить доступ к беспроводной GSM-сети. Вся информация с сети детекторов сводится в единый ситуационный центр, обеспечивая полную картину происходящего.
С собой на форум мы привезли не только обнаружитель, но и компьютер, чтобы продемонстрировать его в действии. Это рабочее место оператора, тестовый демо-доступ. Здесь мы видим движущиеся и стационарные объекты.
«Булат Онлайн» поставляется в трех основных вариантах. Первый — стационарная система в виде ящиков, антенны которых спрятаны внутри. Такой ящик выглядит как обычный электрощиток на стене или мачте и не привлекает лишнего внимания.
Внешних антенн у него нет. Антенны встроены внутрь, а корпус ящика радиопрозрачен. Мы показываем их отдельно для наглядности, чтобы было понятно, что устройство ведет сканирование. Стационарная система имеет примерно такой вид, мы можем использовать различные радиопрозрачные пластиковые корпуса.
Второй вариант — автомобильная система. Она полностью заменяет функционал мониторинга автотранспорта и дополняет его обнаружением беспилотников. Это система, которая поддерживает протокол ЕГТС, имеет все необходимые подключения, в том числе для служебных автомобилей. Для них существуют жесткие требования: от сканирования CAN-шины на предмет ошибок до передачи данных о включении спецсигналов. Весь этот функционал у нас интегрирован — это полный комплекс мониторинга транспорта, который только существует.
Третья версия — портативная. Это персональное устройство, которое крепится, например, на ремень охранника, патрулирующего территорию, или сотрудника МВД или Росгвардии. Персональная версия также исключает человеческий фактор: оператор может забыть зарядить или включить устройство, а система об этом не узнает. В случае с «Булат Онлайн» устройство постоянно находится в сети, отображает информацию о своей работоспособности и о передвижении патруля. Мы можем отслеживать, прошел ли патруль заданный маршрут, и тем самым минимизируем влияние человеческого фактора.
Все три системы работают как единое целое, передавая информацию в ситуационный центр. В случае срабатывания стационарной версии в автоматическом режиме уведомление направляется ближайшему экипажу или пешему патрулю с указанием направления. Экипаж или патруль движется в зону срабатывания, и у них также может сработать детектор, подтверждая нахождение в зоне действия дрона.
«Булат Онлайн» — это система раннего обнаружения БПЛА, которая позволяет не просто увидеть и пресечь нарушение, а предотвратить саму попытку правонарушения. Как известно, дрон перед взлетом проходит подготовку, включается, проверяется — на это требуется время. Современные системы не способны обнаружить дрон, который готовится на земле; они видят аппараты, уже летящие на высоте от 50+ метров. «Булат Онлайн» способен обнаружить дрон в момент его включения на земле и своевременно передать информацию в ситуационный центр. Если это происходит рядом с пешим патрулем, тот может задержать правонарушителя на этапе взлета.
Радиус действия одного устройства — 1 км. «Булат-Онлайн» подразумевает работу в виде сети. Приборы размещаются по городу, подобно сотовым вышкам, и мы видим в режиме онлайн всю ситуацию в небе, все попытки взлета в городе. Отрабатывая на местности, система отсекает все ложные сигналы.
В «Булат-Онлайн» интегрированы две SIM-карты разных операторов для взаимного резервирования на случай потери сигнала, а также порт для проводного интернета. Мы можем подключить устройство с помощью LAN-кабеля (с дальностью около 200 м) или оптоволокна, которое не имеет ограничений по дальности. Таким образом, сеть устройств может работать даже в условиях радиоподавления.
Что касается автомобильной версии, в ней, естественно, используются SIM-карты и GSM-связь. В условиях подавления или спуфинга GPS-сигнала (что является постоянной проблемой в Москве на протяжении трех лет) на борту системы имеется Wi-Fi-антенна, которая позволяет сканировать публичные точки доступа Wi-Fi. Это обеспечивает позиционирование с погрешностью до 40 м. Именно так сейчас ездят такси по Москве, определяя свое местоположение по публичным Wi-Fi точкам, что хоть как-то позволяет организовать движение.
Хотелось бы отметить важный момент. Многие компании занимаются разработкой средств противодействия БПЛА. Работа каждого комплекса может быть хороша сама по себе, но если мы не начнем работать как единое целое, не будем интегрироваться друг с другом… У «Булат Онлайн» есть открытые API, мы можем передавать сигналы детекции в любые сторонние системы. Мы уже начали такое сотрудничество с несколькими компаниями и демонстрируем прекрасные результаты.
С другой стороны, если будет реализована программа «свой-чужой», а именно оснащение всех легально используемых в Российской Федерации беспилотников транспондерами, мы сможем интегрировать в «Булат-Онлайн» информацию с этих транспондеров. Тогда на предприятиях включение средств РЭБ в случае легального пролета над территорией не будет производиться, что предотвратит нарушение прав владельцев легальных дронов.
В общем, нам всем необходимо сотрудничать: частным компаниям — друг с другом, частным компаниям — с законом и государством. В рамках этой работы мы планируем участвовать в создании правовой основы использования беспилотников и применения средств РЭБ на гражданских объектах. Мы уже начали сотрудничество с Советом Федерации по этим вопросам, касающимся легальных полетов и законного использования средств радиоэлектронной борьбы.
Практически любой закон сначала запускается в тестовом режиме в отдельных регионах. Я считаю, что использование таких режимов — очень полезная практика, она дает обратную связь и позволяет скорректировать будущий закон, чтобы он учитывал все правовые аспекты и содержал как можно меньше недоработок.
Основная сложность — это беспилотники, летящие в режиме радиомолчания. Если мы говорим о радиоразведке, то мы обнаруживаем дроны, которые что-либо излучают. Это либо управляемые гражданские дроны (DJI, Autel), либо дроны, передающие видеосигнал (FPV-дроны, беспилотники-«крылья»). «Булат-Онлайн» эффективен против аналоговых видеосигналов. Для обнаружения цифровых видеолинков у нас уже есть планы по интеграции с нашей системой «Mars Online». «Mars» — это детектор цифровых видеоканалов, который мы сейчас активно разрабатываем, и уже несколько тысяч таких устройств работает на передовой. Он обнаруживает цифровые видеолинки разведывательных дронов, больших БПЛА-«крыльев», а также дронов-носителей, которые несут ударные дроны вглубь тыла.
Что касается дронов, летящих по оптоволоконному каналу или в режиме полного радиомолчания по заранее загруженным картам и ориентирам, то здесь, к сожалению, чудес не бывает. Обнаружить их можно только с помощью РЛС или оптических методов. Но, как я уже сказал, мы открыты к сотрудничеству со всеми предприятиями, которые разрабатывают средства оптического мониторинга или радиолокационные системы. Все эти средства можно интегрировать в нашу систему.
Комментариев пока нет.