Как изготавливали грампластинки в СССР

Грампластинка берёт своё начало с фонотеки — хранилища звукозаписей, где многоярусные стеллажи уставлены катушками с магнитной лентой. С этой ленты запись переносится на лаковый диск при участии специального режущего инструмента записывающего устройства, вырезающим звуковую дорожку. Электрические сигналы магнитной ленты преобразуются в механические колебания резца. При этом лаковый диск вращается с постоянной скоростью. Резец же, вырезая канавки, движется в от края к центру.

Лаковый диск представляет собой особо точное изделие. В своей основе имеет алюминиевую подложку (основу) сверхточной прокатки. На подложку (основу) нанесёно с обеих сторон специальное лаковое покрытие толщиной около 0,2 мм. В процессе лаконанесения исключается возможность попадания сторонних включений размером больше 1 микрона. Лак наносится в стерильном помещении, куда воздух попадает через сложную систему удаления пыли. К лаку также предъявляют жесткие требования по очистке, нанесению и последующей сушке.

Рекордер представляет собой высокоточный электромеханический станок, который производит запись на лаковый диск. В помещении, где он находится, также поддерживается стерильная чистота. Для исключения паразитных вибраций, которые могут исказить запись, рекордер установлен на увесистом основании, имеет развязку с самим зданием.

Сигналы магнитной ленты преобразуются в электрический ток, и попадают в катушки возбуждения рекордера. Сердечники катушек начинают совершать колебания вместе с резцом, нарезая, таким образом, канавки. Возникающая при этом стружка удаляется с помощью вакуумного отсоса, расположенного рядом с резцом.

Резец представляет собой микроскопический режущий инструмент сложной геометрической формы. На резец намотана тончайшая проволока. Электрический ток, проходя по ней, вызывает нагрев резца до 200-300°С. Раскаленным резцом в слое лака канавка нарезается плавнее и мягче, сводя к минимуму уровень собственных шумов. Сапфир — основной материал, используемый для изготовлении резцов. Алмаз, как очень дорогой материал, используется крайне редко.

За правильностью нарезания дорожки наблюдает оператор. По-началу приходилось пользоваться микроскопом, что очень утомляло зрение. Позже режущую головку снабдили крохотной телекамерой, что дало возможность наблюдать за операцией нарезания, глядя на экран. Запись на лаковом диске, полученная таким образом, идентична магнитной фонограмме.

Из лакового диска получают никелевые оригиналы методом гальванопластики. Данный электрохимический метод позволяет делать точные копии микрорельефа звуковых дорожек. Первый оригинал может служить матрицей, с него можно прессовать грампластинки. С одной матрицы можно изготовить несколько сотен виниловых пластинок. При большом заказе необходимо изготовить дополнительные матрицы. Для этого лаковый диск не применяют. Для получения второго оригинала, в ёмкость с электролитом погружают первый оригинал. Как только он получен, его проверяют на слух, поместив в специальный проигрыватель. В случае выявления дефектов, можно записать ещё один лаковый диск. Но в большинстве случаев за работу берётся заводской ювелир-гравёр, который с помощью своих инструментов и приёмов устраняет дефекты, коверкающие звук. После устранения дефектов, приступают к изготовлению матриц. С восстановленного диска электрохимическим методом получают третий оригинал. Для многотысячного издания виниловых пластинок с третьего оригинала получают четвёртый. Данный оригинал отсылают на завод грампластинок. На заводе есть свой гальванический цех, где с полученного оригинала сделают нужное количество матриц. Число матриц определяется общим тиражом виниловых пластинок.
Грампластинка берёт своё начало с фонотеки — хранилища звукозаписей, где многоярусные стеллажи уставлены катушками с магнитной лентой. С этой ленты запись переносится на лаковый диск при участии специального режущего инструмента записывающего устройства, вырезающим звуковую дорожку. Электрические сигналы магнитной ленты преобразуются в механические колебания резца. При этом лаковый диск вращается с постоянной скоростью. Резец же, вырезая канавки, движется в от края к центру.

Лаковый диск представляет собой особо точное изделие. В своей основе имеет алюминиевую подложку (основу) сверхточной прокатки. На подложку (основу) нанесёно с обеих сторон специальное лаковое покрытие толщиной около 0,2 мм. В процессе лаконанесения исключается возможность попадания сторонних включений размером больше 1 микрона. Лак наносится в стерильном помещении, куда воздух попадает через сложную систему удаления пыли. К лаку также предъявляют жесткие требования по очистке, нанесению и последующей сушке.

Рекордер представляет собой высокоточный электромеханический станок, который производит запись на лаковый диск. В помещении, где он находится, также поддерживается стерильная чистота. Для исключения паразитных вибраций, которые могут исказить запись, рекордер установлен на увесистом основании, имеет развязку с самим зданием.

Сигналы магнитной ленты преобразуются в электрический ток, и попадают в катушки возбуждения рекордера. Сердечники катушек начинают совершать колебания вместе с резцом, нарезая, таким образом, канавки. Возникающая при этом стружка удаляется с помощью вакуумного отсоса, расположенного рядом с резцом.

Резец представляет собой микроскопический режущий инструмент сложной геометрической формы. На резец намотана тончайшая проволока. Электрический ток, проходя по ней, вызывает нагрев резца до 200-300°С. Раскаленным резцом в слое лака канавка нарезается плавнее и мягче, сводя к минимуму уровень собственных шумов. Сапфир — основной материал, используемый для изготовлении резцов. Алмаз, как очень дорогой материал, используется крайне редко.

За правильностью нарезания дорожки наблюдает оператор. По-началу приходилось пользоваться микроскопом, что очень утомляло зрение. Позже режущую головку снабдили крохотной телекамерой, что дало возможность наблюдать за операцией нарезания, глядя на экран. Запись на лаковом диске, полученная таким образом, идентична магнитной фонограмме.

Из лакового диска получают никелевые оригиналы методом гальванопластики. Данный электрохимический метод позволяет делать точные копии микрорельефа звуковых дорожек. Первый оригинал может служить матрицей, с него можно прессовать грампластинки. С одной матрицы можно изготовить несколько сотен виниловых пластинок. При большом заказе необходимо изготовить дополнительные матрицы. Для этого лаковый диск не применяют. Для получения второго оригинала, в ёмкость с электролитом погружают первый оригинал. Как только он получен, его проверяют на слух, поместив в специальный проигрыватель. В случае выявления дефектов, можно записать ещё один лаковый диск. Но в большинстве случаев за работу берётся заводской ювелир-гравёр, который с помощью своих инструментов и приёмов устраняет дефекты, коверкающие звук. После устранения дефектов, приступают к изготовлению матриц. С восстановленного диска электрохимическим методом получают третий оригинал. Для многотысячного издания виниловых пластинок с третьего оригинала получают четвёртый. Данный оригинал отсылают на завод грампластинок. На заводе есть свой гальванический цех, где с полученного оригинала сделают нужное количество матриц. Число матриц определяется общим тиражом виниловых пластинок.

Добавить комментарий